2. НЕБОЛЬШИЕ ВМЯТИНЫ НА ПОВЕРХНОСТЯХ

Вмятины на поверхностях типа:
а) угол, крутой лекальный переход, размеры повреждения глубиной до 1 см, площадью около 20 см,
б) пологих глубиной до 0,5 см, площадью около 15 см
Повреждения такого типа весьма часты и возникают от безобидного соприкосновения с бампером другого автомобиля или иным жестким предметом. Методика осмотра описана выше. Для ремонта не потребуется механический инструмент, но нужны будут следующие материалы:
а) шпатлевка на основе эпоксидных смол марки ЭП-00-10 или ЭП-00-20, при глубоких деформациях металла лучший результат дает эпоксидная шпатлевка ПЭ-00-85;
б) растворитель М 646, 647, 648, 649 (любой из них);
в) водостойкая шлифовальная шкурка с размерами абразивных зерен 160-120, 120-100, 100-80 мкм;
г) резиновые пластины толщиной 5-8 мм, размером 70 х 70 мм одна и 70 х 30 мм другая, нужные для изготовления шпателей;
д) резиновая пластина или гладкая дощечка размером 90 х 60 х (15 - 20) мм для оправки под шлифовальную шкурку.
Используется также электронагреватель любого типа.
Лакокрасочные работы имеют определенные тонкости. Их исполнение предпочтительно поручить специалисту, но для желающих все-таки попробовать себя даны простейшие рекомендации в разделе "Лакокрасочные работы".
Поврежденную и прилегающую к ней поверхность подготовить следующим образом. Протереть бензином или вымыть водой с автошампунем. Острым ножом удалить отслоившуюся и вздувшуюся краску, подсушить. Протереть растворителем. Слегка зачистить поврежденную и прилегающую к ней поверхность в 1-3 см по периметру повреждения.
Далее необходимо подготовить шпатель. На резиновых пластинах сделать косой срез, как показано на рис. 5, для малой пластины на короткой стороне. Кромка К должна быть прямолинейной и не иметь заусенцев.
Ассортимент шпатлевок, выпускаемых промышленностью, весьма разнообразен. Автомобилистам, начинающим осваивать кузовные ремонтные работы, рекомендуются эпоксидные шпатлевки, потому что они, во-первых, не критичны к толщине слоя (до 5-8 мм в углублениях), во-вторых, могут наноситься на не загрунтованную поверхность, увеличивают жесткость поверхности, на которую наносятся. Готовой шпатлевки может не оказаться в продаже. Приготавливаем ее так. Эпоксидный клей, например ЭДП, смешиваем с наполнителем, наилучший результат дает тальк, далее мел, цемент... Довести вязкость смеси до пастообразного состояния. Для улучшения технологических свойств приготовленной пасты добавить в нее растворитель. Снова ввести наполнитель (тальк, мел, цемент...) при непрерывном помешивании в количестве 1,5-3 объема по отношению к объему пасты.
Для конкретной вмятины, исходя из ее площади и глубины, следует готовить и определенное количество шпатлевки, так как пригодность ее от момента смешения с отвердителем составляет 5-12 мин. Ни в коем случае нельзя выигрывать время на качестве перемешивания компонентов. Использовать для очередной порции шпатлевки одну и ту же емкость без тщательной ее очистки нельзя, так как крупинки застывшей шпатлевки от предыдущего замеса непременно попадут под шпатель и испортят обрабатываемую поверхность. Лучше всего под каждый замес использовать разовую емкость, приготовленную, например, из кусочка жесткого картона или вырезанную из пакета из-под молока. Картон следует свернуть пакетиком в виде воронки с углом конуса 120-150 . Загустевшую шпатлевку перед смешиванием с отвердителем разбавлять растворителем (М 646, 647, 648, 649) до пастообразного состояния. При нормально подобранной консистенции шпатлевка ровно заполняет впадины, углубления, улучшается ее адгезия (способность прочно держаться на поверхности кузова).
Приготовленная шпатлевка накладывается на кромку К шпателя, как показано на рис. 6, основная масса ее должна быть над серединой. Кромку шпателя приложить за 1-2 см до поврежденного места и таким образом, чтобы она перекрыла своей длиной поперечник вмятины при движении (рис. 7) . Шпатель удерживается большим пальцем за сторону, обращенную к повреждению, и двумя-четырьмя пальцами - с другой стороны. При этом усилием прижатия к поверхности его следует слегка изогнуть, что исключит отрыв кромки шпателя от поверхности кузова при изменении профиля последнего по мере движения шпателя. Движение шпателя должно быть фронтальным, а середина его приблизительно совпадать с условной продольной осью вмятины, в противном случае край кромки сорвется в углубление повреждения. Угол наклона, показанный на рис. 7, также не должен существенно колебаться. Шпатлевка, сползающая с кромки шпателя, заполнит вмятину и частично ляжет на сопредельные участки. Нужно стараться заполнить вмятину и получить ровное покрытие за одно-два движения, так как поверхность быстро подсыхает, шпатлевка теряет первоначальную консистенцию и начинает цепляться за шпатель, отчего происходит частичный отрыв уже нанесенной шпатлевки и портится сделанное. Далее необходимо выдержить 10-15 мин при 18-22 С, после чего подсушить с помощью рефлектора или обдувом горячим воздухом 10-20 мин. После остывания приступить к шлифованию. Следует использовать водостойкие шлифовальные шкурки. Т.е. из них, которые выполнены на влагопрочной бумаге по ГОСТ 10054-82, в своем обозначении имеют один из индексов: Л1, Л2 или М. Все водостойкие тканевые шкурки выпускают по ГОСТ 13344-79.
Шкурку, обращенную абразивным слоем наружу, обернуть вокруг трех сторон пластины (рис. 8), выполненной из твердой резины или из куска доски, покрытой лаком, краской и т.д., исключающими ее набухание от воды. Поверхность, обращенная к шкурке, должна быть плоской и гладкой. При работе шкурку прижимать пальцами к боковым граням пластины. Обрабатываемую поверхность кузова смочить водой поролоновой губкой, смочить шкурку. Шлифовать без сильного нажима круговыми движениями, равномерно перемещая пластину со шкуркой от одного края повреждения к другому. С поверхности периодически смывать отработку, шкурку также ополаскивать в воде до удаления сошлифованного материала. Как правило, сошлифовываются граничные с повреждением поверхности, но это естественное обстоятельство и его нужно принимать как должное.
После каждого прохода ощупывать место шлифовки кончиками пальцев и визуально убеждаться в результатах. Шлифование следует прекратить при исчезновении выступающих бугорков шпатлевки и когда вы решите, что поврежденная поверхность вернулась к своей первоначальной форме, в этом стоит убедиться осмотром с различных точек обзора при соответствующем выборе освещенности. Завершать шлифование нужно шкуркой мелкой зернистости. Если по результатам осмотра вы не удовлетворены качеством поверхности, то весь цикл, начиная от приготовления шпатлевки, нужно повторить. Очередное шпатлевание вести по высушенной поверхности. Не стоит огорчаться, если таких повторов будет пять-шесть. Не следует забывать, что каждый следующий слой шпатлевки должен наноситься на высушенную поверхность. В вашем распоряжении может не оказаться водостойкой шкурки, но есть обычного исполнения. В этом случае в качестве смазывающей и смывающей жидкости используйте любое жидкое машинное масло. Следует помнить, что стойкость шкурки при этом невысока, а при каждом последующем шпатлевании необходимо тщательно обезжиривать отшлифованную поверхность. Указанные обстоятельства требуют терпения, ведут к повышенному расходу шлифовального материала и большей трудоемкости всех работ.

[Автокосметика] [Содержание] [Назад] [Дальше]
Сайт управляется системой uCoz