3. ПРОГИБЫ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ВСПУЧИВАНИЕМ ПРИЛЕГАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Прогибы до 1 см глубиной, площадью около 30 см, сопровождаемые вспучиванием прилегающих пологих поверхностей. Этот вид повреждений характеризуется не только вмятиной глубиной до 1 см, но и вспучиванием по высоте в пределах 1-3 мм граничных с вмятиной поверхностей.
Для работы потребуются: а) молоток средних размеров; б) поддержки двух типов; в) боек; г) набор материалов, указанных в разд. 2. Поддержка должна быть массивной и выполнена из стали, латуни, меди или бронзы. Рабочая поверхность у нее - сфера (рис. 9, 10), которую необходимо заполировать. Вид поддержки выбирать в зависимости от возможности доступа к месту повреждения с тыльной стороны.
Форма ее может быть и иной, чем показанная на рисунках.
Боек (рис. 11) изготовить из подкаленной стали, можно использовать в качестве заготовки пробойник, керн, бородок, маленькое зубило.
Задача, которая ставится перед ремонтником при данном виде повреждения, - опустить вздувшийся металл до уровня или чуть ниже основной нетронутой поверхности. Подготовка этой поверхности и соседствующей с ней вмятины под шпатлевку. Шпатлевание. Шлифование - обработка всего места повреждения под покраску.
Поддержку завести с тыльной стороны повреждения. Работа бойком - с лицевой стороны. Начинать работу следует от периферии вздутия, кругами приближаясь к центру. Поддержка при этом должна быть прислонена изнутри к граничному по отношению к центру бойка участку таким образом, чтобы образованный после удара бойком конусок не дотронулся до поддержки. Повышенная вибрация металла от удара будет свидетельствовать о том, что поддержка расположена далеко от места удара и в таком случае удар не только не эффективен, но и может привести к дополнительному изгибу металла, так как создается слишком большое плечо между точкой приложения силы удара и точкой приложения поддержки. Удар по бойку должен быть безынерционным (коротким), сила удара должна отвечать толщине металла исправляемой детали. Величина конуска, выступившего с тыльной стороны после удара, должна быть высотой в доли миллиметра. С изменением точки приложения бойка необходимо следом переместить и поддержку, соблюдая вышеизложенное взаимное положение бойка и поддержки. Промежутки между точками установки бойка могут быть 1-5 мм. Для первого прохода они должны быть наибольшими. Под проходом нужно понимать цикл обстукивания выпуклости с постепенным приближением кругами от периферии до центра. Нельзя пытаться за счет силы удара осадить выпуклость за один проход. После первого прохода осмотрите результаты работы с целью сделать коррективы для точек приложения бойка и поддержки. Попытайтесь осмыслить, как повел себя металл, в какой зоне нужно сгустить удары, а где, может быть, и не трогать. Учитывайте следующее обстоятельство: металл, побывавший под штампом (при изготовлении детали на заводе), получил то, что в технике называется явлением наклепа, а это значит, что любая его форма, кроме той, которую он принял под штампом, для него неестественна, т.е. поверхность метала "имеет желание" вернуться к первоначальному состоянию за счет внутренних сил упругости, обретенных при наклепе.
Таким образом, если ваша работа согласуется с этим обстоятельством, то вы на правильном пути. Нанесение на внешней стороне выпуклости микровпадин конической формы (оставляемых бойком) ведет к собираемости металла, что в свою очередь уменьшает высоту выпуклости. Итог этого этапа вашей работы таков. Вы пришли к состоянию повреждения, описанному в разделе 2: есть вмятина, но добавилась шероховатая (от следов бойка) поверхность, почти сливающаяся с основной, недеформированной.
Далее следует начать подготовку поврежденной поверхности к шпатлеванию. Поверхность, обработанную бойком, зачистить шкуркой, куском наждака, напильником, по возможности меньше затрагивая неповрежденную поверхность.
Последовательность других операций описана в предыдущем разделе.

[Автокосметика] [Содержание] [Назад] [Дальше]
Сайт управляется системой uCoz